Статьи и новости
Все самые свежие новости, статьи, блоги и отзывы участников ИАТ НЛП

Чувствуете ли вы себя успешным человеком?

НЛП на практике.

 

Пытайся стать не человеком успеха, а пытайся стать успешным человеком.

- Альберт Эйнштейн

 

В областях, касающихся человеческого познания доминирует мнение, что каждое понятие, используемое человеком, имеет свое представление звук, чувство, или их комбинацию. Чем проще понятие, тем более конкретно является его представление. Например, слово «яблоко» автоматически визуализируется, ароматизаторы, отдушки и т.д., имея прямую связь с опытом, собранным нами о яблоках.

 

Есть также абстрактные понятия, которые не имеют простого сенсорного представления, относящегося непосредственно к тому или иному объекту или явлению во внешнем мире, в отличие от того, который имеется в примере о яблоке. Процесс формирования умственных представлений является гораздо более сложным. Возьмем, к примеру. Понятие «успех». Для того, чтобы ребенок понял, что означает слово, необходимо приложить много усилий. Прежде всего, нужен правильный набор переживаний, связанных с конкретными собственными действиями, выбором, решением и реакцией окружающих. Например, Кася, ученица начальной школы, проводила все свободное время за подготовкой к математическому экзамену. Она не любила эту тему и не считала себя особенно одаренной в этом направлении, поэтому прикладывала максимум усилий в подготовке. За этот школьный экзамен она получила 3+. Узнав результаты экзамена, её родители выражают свое удовлетворение, оценивают усилия и хвалят ее, даже зная, что большинство одноклассников сдали экзамен лучше. «Главное, постараться достичь результата», - говорят они. Подобные ситуации, связанные с другими достижениями, и даже во внеклассных областях, таких как научиться кататься на лыжах, играть на гитаре и т.д., повторялись неоднократно.  Даже когда Кася получает неудовлетворительную оценку, родители говорят: «У тебя не всегда все будет получаться правильно, это нормально. С нами тоже такое случилось. В следующий раз, когда ты подготовишься лучше обязательно справишься. Кроме того, оценка зависит не только от степени твоих знаний, но и от многих вещей - твоего самочувствия, «настроения» учителя и другого. Важно, чтобы ты училась для себя».

 

Агата, тоже сдала экзамен и получив 4+ очутилась в лидерах, вместе с другими школьниками, получившими более высокую отметку 5. Когда ее родители узнали результат, спросили - «Почему ты не получила пятерку? Если твои одноклассники могли получить более высокую отметку, значит ты тоже могла. Ты не старалась!» Агата ответила: «Вы видели, что я много училась, но ничего не вышло ...» - « Если бы ты усердно училась, получила бы пять.» Ситуации подобного характера повторяются регулярно. Когда Агата получает отметку по другим заданиям 5, родители игнорируют данный факт, при этом обращая особое внимание на то, что по другим заданиям она получила «только» четыре.

 

Кася начинает ассоциировать понятие «успех» работы, с усилиями и стараниями, которые рано или поздно будут давать результаты. Успех становится синонимом его неоднократных попыток, несмотря на временные неудачи. Так он получил консистенцию успеха и достижения цели.

Для Агаты же успех означает что-то нереальное, смутное, несравненное, эфемерное. Я познакомился с ней, когда она была взрослый с успешной карьерой, независимую финансово и материально, имеющую друзей, престиж и любовь, но... несчастной - с низкой самооценкой и чувством, что успех в жизни для нее еще очень далеко. И все ее достижения «слишком малы».

 

Эти два примера хорошо иллюстрируют, насколько сложный процесс ментального представления общих и неоднозначных терминов, таких как «успех». В дополнении к упомянутым выше факторам, к формированию таких представлений требуются социальные и ситуативные контексты. «Успех» должен быть переведен в любые структуры, которые позволяют производить оценку и полезные сравнения. Например: «Когда вы будете стараться еще больше, чем сейчас, это принесет лучшие результаты» это сравнение двух видов деятельности, а также в сочетании с их результатами - настоящего и будущего. Или «Четыре плюс, не достаточно хорошо, так как другой школьник смог получить пять» - это предложение сравнивает достижения с результатами других (в данном случае указывая на его собственные недостатки).

 

Для того, чтобы знать, как понимать «успех» необходимо также придерживаться некоторых критериев, измерений, которые являются более конкретными, чем в той же концепции.  Окружающие учат нас этим критериям часто не напрямую. Для Каси, через некоторое время становится очевидным, если настойчиво стремится к чему-то, посвящать свое время и энергию этому стремлению, используя свои способности, как умеет, то окончательная оценка - хотя важна, - становится незначительной. Поскольку в процессе работы приобретает знания, навыки и опыт, которые наиболее важны для него (в данном случае, «путь является целью, » провозглашая восточную поговорку). Взгляд Агаты довольно сильно отличается. Не важно, что умеет, что может, даже в большей степени, чем это необходимо. Наибольшее значение имеет «отметка в дневнике.» И даже полученная высокая оценка, еще ничего не значит, потому что есть определенные области, где она может быть лучше ... В общем, можно сказать, что в случае Каси критериями успеха являются обучения (знания, навыки и т.д.) в случае Агата, являющейся «лучшей» (в соответствии с внешней оценкой) должна быть лучшей во всем, что, очевидно, нереально, и это ловушка перфекционизма.

 

Теперь представьте себе, этих двух людей, которые начинают обсуждать друг с другом, чем является успех. Легко ли достичь согласия? Это будет довольно длительным и сложным процессом. В случае каждого «успех» вызывает совершенно разные ассоциации. Кася - сознательно или нет - видит «внутренним взглядом», например, улыбки и удовлетворение на лицах родителей может услышать звук их голоса и поддержку, почувствовать в теле определенные чувства и эмоции, удовлетворение от многих прошлых успехов. Думая об успехе, Агата чувствует сожаление, печаль, страх, стеснение в груди, и они проявляются в соответствующих изображениях и звуках, связанных с рядом ситуаций, в которых родители не проявили признательность за ее усилия.

 

Теперь очевидно, что внутренние представления понятий, настолько обобщенных, как «успех», относятся не к одному объекту или явлению, и даже не к желаемому результату, полученной оценке, но ко всей их череде. Представление такого рода, являются результатом всего жизненного цикла множества обстоятельств, относящихся к ним опыта и полученных сравнений, выводов, обобщений, эмоций и т.д., связанные с ними образы, звуки, телесные ощущения и - очень важно - их связь и объединение. И так, как и в случае Каси и Агаты, они имеют характер очень индивидуальный и субъективный, независимо от словарных определений, навязываемых модой и культурой (хотя, конечно, мы должны учитывать силу их влияния). Итак, насколько отличается чувственное представление «яблока» от представления «успеха».  И когда мы принимаем во внимание еще менее измеримые термины, такие как «счастье», «исполнение», «справедливость» и т. д., Их представления в уме будут еще более сложными и общими в одно и то же время.  А также более личный (опять же, независимо от словарных определений).

 

Поэтому, если вы чувствуете себя еще, недостаточно, успешным человеком, проверьте ваше психическое и эмоциональное представление этой концепции. Какие критерии успеха применяются? Являются ли они собственными критериями, или может исходят от других людей? На сколько являются актуальными, и в какой степени должны быть обновлены? Подумайте об этом, как, при каких обстоятельствах присваивался смысл слову «успех». Что думали на эту тему значимые для вас люди? То, что было (возможно, все еще является) их отношением к успеху, и возможности достичь его? Какое место в их иерархии ценностей занимает успех? Как все это могло повлиять на вас?

Подумайте также о заявлении Эйнштейна, выбранного в качестве девиза для этого текста. Оно формулируется как «нынешняя» американская поп-философия успеха. Эйнштейн напоминает нам, что жизнь на основе собственных ценностей сама по себе является ценностью, и, таким образом, источником удовлетворения. В то время как настойчивое желание добиться успеха может помешать его достижению. Однажды я наткнулся на термин «избыточной мощности» в процессе достижения цели. Это означает что, если кто-то слишком сильно зациклен, он невольно напрягается и замирает, оказывая давление на себя и на окружающую среду. И саботирует этим свой успех.

Так получается, лучший способ это, золотая середина. Именно столько мотивации, и усилий, сколько необходимо, но не более. Касательно бегунов и других спортсменов. Необходимо максимально напрягать мышцы, непосредственно участвующие в процессе одновременно расслабляя другие и ощущать радость от бега, вместо того, чтобы беспокоиться «неужели буду первым.» «Успех это, путешествие, а не пункт назначения, который необходимо достичь. Действие часто является более важным, чем достижение », - сказал Артур Эш (1943-1993), первый афро-американский член сборной по теннису о соревнованиях США Кубка Дэвиса.

 

Эш знал, о чем говорит. У него было больное сердце, и его лечение было основано, среди прочего, на переливании крови. Во время одного из переливаний он был заражен ВИЧ, и в результате умер от СПИДа в возрасте всего 50 лет. Но прежде чем это произошло, он наслаждался своим «путешествием» и не жалел усилий, чтобы сделать это как можно лучше. Спасибо, кстати, выиграл много турниров Большого шлема и вошел в историю не только спорта, но и стал примером, показывая правильную мотивацию, стремления к цели, и соответствующее отношение к вопросу успеха.