Статьи и новости
Все самые свежие новости, статьи, блоги и отзывы участников ИАТ НЛП

Внимательность медитация и его многочисленные приложения – часть V

 

Средство и цель медитации в действительности одно и то же. Мы не пытаемся добраться куда-нибудь еще, но мы работаем над тем, чтобы наше присутствие здесь было целым. С течением времени наши медитативные упражнения могут быть углублены, но на самом деле мы не практикуем его. Наше путешествие к улучшению здоровья на самом деле является естественным прогрессом. Сознание, понимание и здоровье созревают самостоятельно, если только мы сосредоточимся на текущем мгновении, жизнь - это всего лишь моменты.

- Джон Кабат - Зинн

 

В предыдущей части обсуждалась медитация внимательности в контексте формальной практики, то есть та, которая требует пространства и времени, правильной осанки и следования подробным инструкциям о том, как дышать, фокусироваться и т.д. Если, однако, не описывать формальную практику, было бы легко создать впечатление, что медитация - это такое упражнение или ритуал, который полностью независим от требований и реалий повседневной жизни. Как только человек начинает заниматься медитацией, он немного расслабляется и отстраняется, а затем возвращается к своей «волне» делам, обязанностям, задачам, заботам и т.д. Таким образом, медитация и повседневная жизнь кажутся совершенно разными, отдаленными мирами. Не раз я слышал от своих пациентов в терапии или клиентов в коучинге, в конце упражнения внимательности во время сессии: «Уже все? Как жалко! Но, пришло время, возвращаться к реальности». Таким образом, на мировой карте этих людей реальность - это работа, семейные обязанности, оплата счетов и т. д., а реальности медитации не существует. И она не имеют никакого отношения к «реальной» жизни. Это драма западного мира.

Какова была бы цель медитации, если бы она ограничивалась отдельными сеансами, после чего мы сразу забывали ее и возвращались к повседневному, рассредоточенному и даже хаотичному и утомленному состоянию ума? Хорошим ответом на этот вопрос является метафора, которую я когда-то слышал от учителя трансцендентальной медитации (ТМ), полученного от Махариши Махеша Йоги. Хотя это и есть другая форма медитации, чем практика осознанности, известная в буддизме, сама метафора представляется универсальным описанием цели и смысла медитации.

 

В Древней Индии ткани окрашивали следующим образом: ткань погружали в контейнер с красителем, а затем вывешивали или расстилали в линию для сушки. Поскольку температура в Индии летом выше 40 градусов Цельсия, этот материал не только быстро высыхал, но и терял цвет, поскольку после сушки ткань выглядела как перед окрашиванием. Затем он снова пропитывалась и сушилась на солнце. Эффект был как в первый раз.

Это повторялось несколько раз, очевидно, не давая никаких результатов, то есть, каждый раз, когда материал был «сожжен» индийским солнцем возвращался к исходному цвету. Тем не менее опытные мастера знают, что этот процесс должен продолжаться. После многих повторений, соответственно, наконец, цвет высушенной ткани отличался от оригинала. Результат после каждой пропитки и сушки становился все более насыщенным. Работа заканчивалась, когда цвет материала после сушки не отличался от красителя. Тогда достигается максимальная интенсивность цвета, которая не выгорает.

 

Ссылаясь на метафору медитации, легко понять, что в начале практики нет четких эффектов. После «замачивания» ума в течение 10-15 минут (Или даже больше) при переходе в состояние осознанности, все следы легко «сжигаются», поглощаемые нашими вещами, привычками мышления и чувствами, и т.д. После очередной сессии еще не заметна разница, и вы начинаете унывать. Вот почему вам нужен опытный учитель медитации с необходимыми знаниями и, который предоставит вам необходимые указания и разъяснит способы работы метода. В случае практики осознанности учителями являются теперь не только восточные мастера, но и лица, прошедшие соответствующую подготовку.  Например, в MBSR (осознанность на основе снижения стресса) или MBCT (осознанность на основе когнитивной терапии) и другие. Продолжая практику в конце концов начинаешь замечать тонкие различия в благосостоянии, как реагируешь на ситуации, в отношениях с людьми, и во многих других контекстах. Даже если продолжать реагировать по-старому (например, раздражаться, беспокоиться или расстраиваться), мы обнаружим, во-первых, осознание того, что эти состояния появляются, и когда это происходит, во-вторых, отстранившись проще восстановить состояние равновесия. Более того, состояния мира, радости, гармонии становятся более частыми и естественными в нашей повседневной жизни.

 

Идея заключается в том, что медитация осознанности была доступна не только во время официальных тренировок, но, естественно, сохранялась даже после их завершения. И чтобы облегчить восстановление, когда отвлекаемся на участие в сложных ситуациях. То, что вам нужно, это регулярное и последовательное «погружение» в краситель ума осознанности во время официальной сессии практики. Идеальным является достижение такого уровня, когда состояние медитативной осознанности вовремя и после сеанса остается таким же. Сначала это кажется недостижимым, поэтому не стоит ставить такую «амбициозную» цель и вместо этого сосредоточиться на одной сессии за раз. И здесь приходит помощь.  Неофициальная практика.  Формальная разница заключается в том, что ее можно выполнять в любое время и в любом месте, во время любой деятельности или, когда мы ничего не делаем, например, во время поездок на поезде, автобусе, пробке и т. д. Во-первых, проще выбрать простые и повторяющиеся, однообразные действия, такие как чистка, мытье посуды, ходьба и т. д.

 

В таких случаях основное внимание уделяется движениям и, возможно, ощущениям, связанным с ним. Если внимание рассеяно или остались такие мысли, как «Мне это не нравится» или «У меня есть много других дел» и т. д., просто обратите внимание на движения и ощущения. Мы также можем сосредоточить внимание (пассивно) на виде швабры или кисти, перемещающихся в определенном ритме. Возможностей много, но самое главное - выявить отвлекающие факторы и вернуться к основной теме.

Если мы находимся в ситуации, когда мы вынуждены стоять на месте, как в пробке или, когда мы являемся пассажиром (поезда, трамвая, самолета), мы можем сосредоточиться на ощущениях дыхания, как и в формальной практике.  Однако, если вы управляете автомобилем или управляете техническим устройством, все внимание должно быть направлено на работу и окружающую среду (при управлении автомобилем дорога впереди и - по периферии - тротуар или обочина).

Принцип практики остается прежним - у нас есть пассивный фокус, и как только замечаем его отстранение, снова фокусируемся на нем. Учителя осознанности подчеркивают, неважно, как в сознании появляются отвлекающие мысли, не старайтесь освободить разум от всего содержимого. Прогресс в медитации измеряется не количеством мысли и эмоций, а отношением к ним. Когда мы осознаем их мимолетную, нереальную природу, наше качество жизни начинает существенно меняться.

 

 

Рекомендуется сочетать формальную и неформальную практику, поскольку они дополняют друг друга.  Когда нам не хватает времени для отдельных сеансов, мы уделяем больше внимания неформальной медитации.  Когда у нас будет больше свободного времени, мы можем позаботиться о регулярности официальных сессий. Также стоит вернуться к ним, как только мы заметим растущие трудности в неформальной практике, например, слишком много факторов отвлекают нас или выполняя повседневные задачи, мы просто забываем одновременно работать с умом. В таких ситуациях формальная практика неоценима - она помогает нам вернуться к основам и укрепить привычки концентрации, наблюдения за разумом. Помните, что сам Будда и бесчисленные другие мастера медитировали в течение многих лет, прежде чем достичь длительных эффектов. Как обычно, в этом случае, вы должны моделировать лучшее.